Танк М60 разработан в конце 50-х гг. на основе среднего танка М48, находился в серийном производстве с июля 1959 года по 1987 год. Его модернизации: М-60А1 (с 1962 г.), М-60А3 (с 1978г.), М-60А3ТТS (с 1985 г.). По лицензии производился в Италии (1960— гг). Тактико технические характеристики Классификация: основной боевой танк Боевая масса, т: 46,2 Компоновочная схема: классическая Экипаж, чел.: 4 Длина корпуса, мм: 6947 Длина с пушкой вперёд, мм: 9309 Ширина корпуса, мм: 3632 Высота, мм: 3213 Клиренс, мм: 390 Тип брони: стальная гомогенная Лоб корпуса (верх), мм/град.: 93/65° Лоб корпуса (низ), мм/град.: 85…143/55° Борт корпуса, мм/град.: 36…74/0…45° Корма корпуса (верх), мм/град.: 25/0° Корма корпуса (низ), мм/град.: 30…41/30…60° Днище, мм: 13—19 Крыша корпуса, мм: 36 Лоб башни, мм/град.: 178/0° Маска орудия, мм/град.: 114/30° Борт башни, мм/град.: 76/0° Корма башни, мм/град.: 51/0° Крыша башни, мм: 24 Калибр и марка пушки: 105-мм M68 Тип пушки: нарезная Длина ствола, калибров: 50,92 Боекомплект пушки: 57 Углы ВН, град. —9…+19 Прицелы: M31, M105C, дальномер M17C, баллистический вычислитель M10, M13A1D Пулемёты: 1 × 12,7-мм M85, 1 × 7,62-мм M73 Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый дизельный воздушного охлаждения с турбонаддувом Мощность двигателя, л. с.: 643 Скорость по шоссе, км/ч: 48 Запас хода по шоссе, км: 480 Удельная мощность, л. с./т: 12,6 Тип подвески: индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,76 Преодолеваемый подъём, град.: 35 Преодолеваемая стенка, м: 0,9 Преодолеваемый ров, м: 2,6 Преодолеваемый брод, м: 1,2 М60 стал развитием танка М48 и отличался от него вооружением, формой, толщиной брони. Была несколько изменена форма носовой части корпуса и конфигурация башни, увеличена толщина брони в наиболее уязвимых местах; корпус и башня танка — литые; 105-мм пушка английской конструкции снабжена эжектором, она значительно мощнее 90-мм пушки танка М48, в боекомплект входят подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, с пластическим взрывчатым веществом, кумулятивные и осколочно-фугасные; механизмы наведения пушки и поворота башни — электрогидравлические с ручным дублированием. Основное вооружение машины — 105-мм танковая пушка М68. Она состоит из трубы-моноблока, литого казенника, соединенного со стволом секторной резьбой, клинового затвора и эжекционного устройства, установленного в средней части ствола. Дульного тормоза на пушке нет. Орудие монтируется в люльке, корпус которой служит одновременно и наружным цилиндром противооткатных устройств. Углы вертикального наведения пушки от -10° до +20°. Механизмы наведения имеют электрогидравлические и ручные приводы. Управление электромеханическими механизмами осуществляют командир танка и наводчик со своих пультов посредством рукоятки, поворачивающейся в двух плоскостях. Максимальная скорость поворота башни — 24 град/с, наведения пушки в вертикальной плоскости — 4 град/с. Пушка на танке не стабилизирована. На танке установлен прицел-дальномер и баллистический вычислитель. Ходовая часть и подвеска остались такими же, как и на М48, но с некоторыми улучшениями — так, опорные и поддерживающие катки и ведущие колёса изготовлены из алюминиевого сплава. М60 оснащен дизельным двигателем (впервые на послевоенном американском танке), гидромеханической силовой передачей, системой запуска двигателя при низких температурах, а также оборудованием для преодоления брода глубиной до 3,5 м. Заряжание — ручное, с механизмом досылания. Скорострельность составляет 8 выстр./мин. В боекомплект пушки входят 60 выстрелов (26 размещены в отделении управления, 34 — в боевом отделении) унитарного заряжания с электрозапальным устройством со снарядами пяти типов: *бронебойный подкалиберный снаряд М392 с отделяющимся поддоном и сердечником из карбида вольфрама, способный пробить гомогенную броню толщиной до 120 мм на дальности 2000 м при угле встречи 60°; *компенсированный (с невращающимся зарядом) кумулятивный снаряд М456; *бронебойно-фугасный снаряд М393 с пластическим ВВ и легкоде-формируемой головной частью; *снаряд М494 с готовыми стреловидными убойными элементами; дымовой снаряд М416. На танке применена автоматическая система противопожарного оборудования, он оборудован приборами ночного видения и ночным прицелом. У водителя имеется инфракрасный перископ, подсветка которого производится фарами, установленными на лобовом листе корпуса. 1960 года состоит на вооружении США и Италии, а также Израиля, Египта, Ирана, Саудовской Аравии, Иордании, Австрии. Всего было изготовили более 12 тысяч машин этой модели, из которых свыше 9 тысяч к началу 1990 года состояло на вооружении в американской армии. Незначительное количество (менее 100 машин) приобрели Бахрейн, Йемен, Оман, Судан, Тайвань, Тунис. Производство М60 в США прекращено в 1980 году с началом выпуска танка "Абрамс". М60 был хорошо вооруженным и бронированным, надежным, удобным в эксплуатации танком второго поколения. Также на М60 завершается линия развития американских средних танков М26, М46, М47 и М48. Немного о его модификациях: М60А1 Корпус и башня танка M60A1 литые, удлиненная кормовая часть корпуса. Толщина лобовой брони корпуса, достигает 120 мм, а башни (без маски пушки) — 110 мм. На башне улучшенной конфигурации (увеличены углы наклона лобовых деталей) установлена командирская башенка, вращающаяся на 360°. По её периметру расположены восемь стеклоблоков, обеспечивающих круговой обзор. В передней части смонтированы перископический прицел (может заменяться ИК прицелом) и 12,7-мм пулемёт для стрельбы по наземным и воздушным целям. Механик-водитель размещается в отделении управления, находящемся в центре носовой части корпуса танка. Для вождения ночью устанавливается ИК прибор. Введена 2-плоскостная система стабилизации пушки. Масса увеличилась до 52,6 т. Танк оснащён фильтровентиляционной установкой, подающей очищенный воздух членам экипажа, рентгенметром, автоматической системой противопожарного оборудования, обогревателем воздуха, радиостанцией и танковым переговорным устройством. Преодоление водных преград глубиной до 2,4 м осуществляется после предварительной подготовки, а до 4 м — с помощью специального оборудования для подводного вождения. М60А2 Выпускался с 1972 года по 1974 год, общее число выпущенных машин 526. Установлена новая башня со 152-мм орудием — пусковой установкой, позволяющим вести стрельбу как обычными артиллерийскими снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами «Шиллела» (на дальность до 3000 м). Орудие стабилизировано в двух плоскостях наведения. В систему управления огнём дополняет лазерный прицел-дальномер и электронный баллистический вычислитель, пассивные приборы ночного видения, гусеницы со съёмными асфальтоходными подушками. Танки М60А2 находились в подразделениях американских войск в ФРГ. М60А3TTS В процессе дальнейшей модернизации танка, кроме стабилизатора пушки, была введена новая система управления огнём, включающая лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель, установлены бесподсветочные приборы ночного видения (сейчас прицел наводчика заменяется тепловизионным прибором), использован более надёжный дизель, трубчато-стержневвя подвеска и новая резинометаллическая гусеница, заменён спаренный 7,62-мм пулемёт, а на ствол пушки надет теплоизоляционный кожух, применена более эффективная быстродействующая система пожаротушения, для постановки дымовых завес по бортам передней части башни смонтированы шестиствольные гранатомёты. На базе модели М60 были созданы танковый мостоукладчик AVLB для преодоления преград шириной до 18 м, сапёрный танк M728 CEV (имеет 165-мм короткоствольное орудие, бульдозерное и крановое оборудование, тяговую лебёдку) и катковый минный трал для скоростного преодоления минных полей (ширина проделываемого колейного прохода 2х1,2 м).Мостоукладчики на базе танков М60, так же, как и на базе М48, армия США широко применяла во Вьетнаме. Израильтяне использовали M60AVLB для форсирования Суэцкого канала в войне 1973 г., причем мостоукладчики применялись не в «чистом» виде, а для быстрого латания дыр, проделанных египетской артиллерией в понтонном мосту. Мостоукладчики помогли танковым соединениям армии обороны Израиля преодолевать разрушенные палестинцами участки горных дорог в Ливане в 1982 г. Производился в США до 1980 года, по лицензии в Италии — до 1987 года. Изображение Видео о М60
|