Модификация Су-24МР Размах крыла, м максимальный 17,63 минимальный 10,37 Длина самолета,м 24,53 Высота самолета,м 6,19 Площадь крыла,м2 максимальная 55,16 минимальная 51,02 Масса, кг пустого самолета 22100 нормальная взлетная 33325 максимальная взлетная 39700 Топливо, кг внутренние топливо 9800 ПТБ 39700 (4 х 1250 или 2 х 3000 л) Тип двигателя 2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21-Ф-ЗА Тяга, кН нефорсированная 2 х 76.49 форсированная 2 х 110.32 Максимальная скорость, км/ч на высоте 1430 (М=1.35) на высоте с контейнерами 1200 у земли 1320 Перегоночная дальность, км без дозаправки 2500 с одной дозаправкой 4360 Боевой радиус действия, км без ПТБ 420 с двумя ПТБ 650 Практический потолок, м 11100 Макс. эксплуатационная нагрузка 6.5 Экипаж, чел 2 Вооружение: 2 УР воздух-воздух Р-60, контейнеры с разведывательной аппаратурой и средствами РЭБ Единственной модификацией Су-24, судьба которой сложилась удачно, стал фронтовой разведчик Су-24МР. Су-24МР предназначен для обеспечения разведывательной информацией командования сухопутных войск и фронтовой авиации, на приморских направлениях - военно-морского флота. Может выполнять всепогодный комплексную воздушную разведку днем и ночью в широком диапазоне высот и скоростей на глубину до 400 км за линией боевого столкновения при противодействии средств ПВО противника. Может применяться и в гражданских целях - для оценки радиационного заражения местности и воздуха в районе АЭС, выявления разливов нефтепродуктов на суше и воде, лесных пожаров, картографирования местности и т.д. Су-24МР мог предельно быстро прибыть в район бедствия и провести не только разведку эпицентра, но и обследовать периферию, оперативно "сливая" информацию непосредственно полевому штабу МЧС или через ретранслятор в центр. Пригодились бы и его хорошие взлетно-посадочные характеристики - ведь вполне возможно, что в заданном районе не окажется аэродрома, пригодного для полетов штатного самолета экологического (радиационного) наблюдения тина Ан-12 или Ту-16, которые имеются сейчас, например, в России. Су-24МР не имеет среди зарубежных фронтовых разведчиков аналогов по комплексности получаемой развединформации. Например, на самолетах RF-4C, составляющих основу тактической разведывательной авиации ВВС США, используются ИК станция AN/AAS-18, РЛС бокового обзора AN/APQ-102, несколько АФА для плановой и перспективной съемки с больших и малых высот. Для радиотехнической разведки используются подвесные системы AIL AN/ALQ-61 или Литтон AN/ALQ-125, но отсутствуют средства лазерной и радиационной разведки. Причем американский разведчик, более легкий и с крылом фиксированной стреловидности, существенно уступает Су-24МР в дальности полета и скорости на малых высотах. Непосредственной обработки разведывательной информации на борту Су-24МР не происходит: фотоинформация доставляется сбросом проявленного на борту фотоматериала, остальная оперативно передается на землю по широкополосному и узкополосному радиоканалам. Самолет-разведчик Су-24МР создан на базе фронтового бомбардировщика Су-24М и практически не отличается от него по общей конструктивно-компоновочной схеме и конструкции основных узлов и агрегатов. Однако в связи с установкой радиолокационной станции бокового обзора, фотооборудования, аппаратуры тепловой и телевизионной разведки определенным доработкам подверглась носовая часть фюзеляжа, нижняя поверхность средней части фюзеляжа, подканальные отсеки воздухозаборников. В носовой части самолета установлена аппаратура радиолокационной разведки - станция бокового обзора "Штык" с двумя антеннами. Упразднение радиолокатора переднего обзора "Орион" позволило отказаться от большого радиопрозрачного обтекателя сложной формы. Для обеспечения работы радиолокационной аппаратуры на боковых поверхностях носовой части выполнены большие прямоугольные радиопрозрачные панели, конструкция которых позволяет при их снятии производить обслуживание блоков РЛС. Остальная обшивка носового обтекателя выполнена из алюминиевых сплавов, за исключением небольшой части, оставшейся радиопрозрачной, под которой находится антенна смещенного вперед радиолокатора маловысотного полета "Рельеф". Навигационный комплекс НК-24МР спроектирован на базе системы ПНС-24М и отличается от нее сокращением функций в части произведения прицеливания и обеспечения применения оружия. В соответствии с упразднением в номенклатуре вооружения самолета средств поражения наземных целей из состава оборудования исключены радиолокационная станция переднего обзора "Орион ", пассивный радиолокационный пеленгатор "Филин", лазерно-телевизионная прицельная система "Кайра", аппаратура наведения управляемых ракет класса "воздух-поверхность". В составе навигационного комплекса НК-24МР, таким образом, остались: радиолокатор предупреждения о столкновении с наземными препятствиями "Рельеф", радиовысотомер РВ-21 "Импульс", ДИСС-7, инерциальная система, цифровое вычислительное устройство, система автоматического управления САУ-б и некоторые другие подсистемы. Вооружение самолета Су-24МР состоит из двух управляемых ракет класса "воздух-воздух" Р-60 (Р-60М) с тепловыми головками самонаведения. Никакие другие типы авиационных средств поражения с самолета-разведчика применяться не могут. Встроенная пушечная установка, имевшаяся на самолетах Су-24 и Су-24М, демонтирована. Упрощенной системе управления оружием оставлены функции лишь управления ракетами "воздух-воздух". Серийное производство обоих самолётов продолжалось до 1993 года. В настоящее время ВВС России располагают 80 самолётами Су-24МР. Ещё 25 самолётов принадлежит авиации ВМФ. После распада СССР серийные Су-24МП и 12 Су-24МР достались Украине. В 1992 году Су-24МР был предложен на экспорт. Самолётом заинтересовался Иран, но контракт так не был подписан. В боевых условиях Су-24МР впервые применён в 1994 году в Чечне. Изображения
|