Боевая масса, т
5,9 Экипаж, чел.
2 Длина корпуса, мм
4110 Ширина корпуса, мм
2330 Высота, мм
1905 Клиренс, мм
300 Бронирование 10-13 мм Вооружение
1х12,7-мм пулемет ДШК, 1х7,62-мм
пулемет ДТ
Тип двигателя
рядный 4-тактный 6-цилиндровый карбюраторный Мощность двигателя, л. с.
85 Скорость по шоссе, км/ч
44 Скорость по пересечённой местности, км/ч
20—25 Запас хода по шоссе- 300 км Запас хода по пересечённой местности, км
120—150
В 1938 году выявилась необходимость в новом, в сравнению с Т-38, разведывательном плавающем танке с противопульным бронированием и крупнокалиберным пулеметом. Также требовалась радиостанция, без которой служба разведывательного танка в значительной степени теряла смысл. В конце 1938 года к проектированию такого танка под индексом "010" приступило КБ завода №37 под руководством Н.А.Астрова. 19 декабря 1939 года танк был принят на вооружение РККА под индексом Т-40, серийное производство танка началось на заводе 37 в октябре 1940 года. Экипаж, состоявший из двух человек, размещался в машине по продольной схеме. Механик-водитель в передней части боевого отделения в отделении управления, почти по оси танка, что улучшало наблюдение по курсу и по обоим бортам, стрелок-командир в башне с вооружением, установленной по центру бронекорпуса за водителем, со смещением на 250 мм к левому борту. В кормовой части корпуса, по бортам, размещались два бензобака по 100 л каждый, справа за двигателем располагался радиатор и теплообменники. В нижней части кормы в специальной гидродинамической нише корпуса, устанавливались гребной винт и водоходные рули, причем винт, в отличие от Т-38, хорошо защищался от возможных внешних повреждений. Были приняты специальные меры для улучшения водоходности танка: создана гидродинамическая благоприятная форма корпуса, введен откидной волноотражатель в носу, высоко подняты воздухопритоки, жалюзи и приборы наблюдения, полностью герметизированы все крышки, люки и заслонки. При движении на плаву воздухопритоки закрывались и радиатор охлаждался забортной водой. Это позволяло танку уверенно преодолевать водные преграды с быстрым течением и с большим, до 3 баллов, волнением, практически обеспечив его непотопляемость в этих условиях. Всего было выпущено 722 лёгких танка Т-40, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1942 годах. Небольшое число уцелевших в боях Т-40 использовалось в качестве учебных машин вплоть до конца войны. На базе Т-40 в 1941 году была построена первая самоходная установка БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси. Вскоре после окончания войны Т-40 был снят с вооружения Советской армии. До настоящего времени сохранилось два подобных танка в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке. Т-40 имел компоновочную схему типичную для советских лёгких танков того времени. Танк имел пять отделений, перечисленных ниже в порядке от лобовой части машины к корме: - трансмиссионное отделение; - отделение управления; - моторное отделение по правому борту середины корпуса; - боевое отделение по левому борту середины корпуса и в башне; - кормовое отделение, где располагались узлы водоходного движителя, гидродинамическая ниша гребного винта, топливные баки и радиатор двигателя. Эта компоновочная схема определяла в целом набор преимуществ и недостатков танка в рамках машин своего класса. В частности, переднее расположение трансмиссионного отделения, то есть ведущих колёс, приводило к повышенной их уязвимости, так как именно передняя оконечность танка в наибольшей степени подвержена вражескому обстрелу. С другой стороны, в отличие от советских средних и тяжёлых танков, у Т-40 топливные баки находились вне боевого отделения в изолированном броневой переборкой отсеке, что повышало выживаемость экипажа при поражении танка. Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира машины. Бронирование танка: броневой корпус сваривался из катаных броневых плит толщиной от 5 до 20 мм «Сухопутные» машины позднего выпуска защищались более толстой бронёй по сравнению с более ранними серийными выпусками Т-40. Броневая защита дифференцированная, противопульная. Бронеплиты корпуса соединялись частично сваркой и болтами. Коническая круглая сварная башня имела борта толщиной 15 (у Т-30 — 20) мм, которые располагались под углом 25° к вертикали для повышения пулестойкости. Лобовая часть башни имела нишу прямоугольного сечения для установки вооружения и защищающей его бронемаски. Ось вращения башни не совпадала с плоскостью продольной симметрии машины вследствие установки мотора по правому борту танка и была смещена от этой плоскости влево. В крыше башни располагался полукруглый откидной люк для посадки-высадки командира машины. Вооружение танка: был установлен крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДШК вместе с ДТ в спаренной установке ДТС с общей бронемаской. Прицельная дальность стрельбы составляла: из ДТ - 1000 м, из ДШК - 4000 м. Бронебойная пуля Б-30 и бронебойно-зажигательная Б-32 со стальными сердечниками обладали начальной скоростью до 850 м/с и большой мощностью у цели, пробивая на дистанции 300 м под углом встречи 90° 16 мм броню. Большой угол возвышения (25°) спаренной пулеметной установки позволял вести обстрел и низколетящих самолетов. Т-40 имел четырёхтактный рядный шести цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-11 мощностью 85 л. с. Пуск двигателя производился стартером СЛ-40 мощностью 0,8 л. с. (0,6 кВт) с электромагнитным реле включения, заводной рукояткой или внутренним педальным механизмом. Двигатель оснащался карбюратором К-23 или двумя спаренными карбюраторами ГАЗ-М-9510. Три топливных бака суммарным объёмом 206 л располагались в кормовом отделении. Запаса топлива хватало на 300 км хода по шоссе. Водоходный движитель включал в себя гребной винт в гидродинамической нише, карданный вал между ним и коробкой отбора мощности от двигателя танка и водоходные рули. Для обеспечения движения на плаву на танке устанавливались волноотражательный щиток, теплообменник и откачивающий (трюмный) насос. Для экстренного покидания тонущего танка экипаж снабжался двумя спасательными поясами. Для ориентирования при движении на плаву или в тумане, а также в разведке на Т-40 устанавливался магнитный компас производства московского завода «Авиаприбор». Мореходность танка была достаточно высокой — он мог уверенно выполнять свои задачи при волнении до 3 баллов, а на спокойной воде перевозить груз значительной массы. Спаренная установка пулемётов ДШК и ДТ оснащалась основным прицелом ТМФП, при повреждении основного прицела после его снятия автоматически взводилась мушка резервного механического прицела. Рабочие места водителя и командира Т-40 также имели несколько смотровых приборов (три у водителя, два у командира) для наблюдения за окружающей обстановкой вне танка. Обзорность из машины по сравнению с Т-38 была существенно улучшена (пять смотровых приборов против трёх, удобная для наблюдения с места механика-водителя конфигурация бронекорпуса). На линейных танках средством внутренней односторонней связи от командира к механику-водителю служило трёхцветное светосигнальное устройство, средств внешней связи за исключением флажков не предусматривалось. На командирских танках устанавливалась радиостанция 71-ТК-3. Модификации - Т-40 довоенного выпуска с возможностью движения на плаву; - Т-40С выпуска июля—сентября 1941 года с убранными узлами водоходного движителя; - Т-30 (заводской индекс 030, предполагалось для войскового имени использовать Т-60) — неплавающий вариант с водоизмещающим корпусом без гидродинамической ниши гребного винта и усиленным бронированием. Часть машин позднего выпуска вооружалась опытной 20-мм пушкой ШВАК-Т. Дальнейшее совершенствование корпуса и вооружения (отказ от ставшей ненужной водоизмещающей формы, доработка ШВАК-Т) привело к созданию лёгкого танка Т-60 с 20-мм пушкой ТНШ. Изображение
|